«The Work» или диалоги Байрон Кэти.

А.П.Наминач, кандидат психологических наук

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

«Работа» Байрон Кэти (Byron Kathleen Mitchell) – это одна из «народных» модификаций когнитивно-ориентированной терапии, которая получила широкое распространение в Соединенных Штатах Америки и в некоторых странах Западной Европы (Германия, Бельгия и др.). Особенно популярным этот подход стал в 2002 году после выхода в свет первой книги Байрон Кэти «Loving What Is», написанной совместно со Стивеном Митчеллом (Stephen Mitchell) и переведенной на 16 языков, в том числе и на русский.

В чем же секрет популярности этого подхода? Прежде всего, в доступности для понимания и простоте применения, а также в практичности, результативности и возможности самостоятельного (автономного) использования. Байрон Кэти считает, что терапевт или учитель для выполнения Работы не нужен. Работу делает сам клиент. На первых порах, пока клиент не овладеет техникой задавания самому себе определенных вопросов, ему в помощь может понадобится внешний человек, которого она называет фасилитатор.

Содержательно и технологически этот подход во многом созвучен модели когнитивной терапии Аарона Бека. И в том, и в другом случае работа ведется с когнитивными образованиями двух уровней: 1. Автоматическими мыслями (образами), которые характеризуются быстротечностью, малой осознаваемостью и эго-синтонностью, то есть переживаемостью этих мыслей, как собственных (не привнесенных); Субъективно такие мысли переживаются как истина в последней инстанции, не подлежащая проверке или оспариванию; 2. Базисными убеждениями (схемами), которые представляют собой глубинные установки личности по отношению к самой себе и окружающему миру.

Если такого рода мысли (или убеждения) мешают человеку справиться с трудными жизненными ситуациями, вызывают стресс, внутреннюю дисгармонию и болезненные эмоциональные реакции, А.Бек называет их «неадаптивными мыслями», а Байрон Кэти – «историями». Сама по себе мысль или история не представляет никакой опасности до тех пор, пока она не искажает реальность, и пока мы не верим в нее.

История может быть о прошлом, настоящем или будущем. Она может быть о том, как должны были бы обстоять дела или почему они не такие, как мы ожидали. Истории возникают в наших головах десятками и сотнями каждый день, когда, например, кто-то не улыбнулся вам или слишком поспешно вышел из комнаты, куда вы только что вошли; или когда вас вызывает шеф, или когда ваш муж (жена, дети, друзья) разговаривают с вами каким-то не таким тоном и т.п. Истории – это наши интерпретации, наши непроверенные теории о том, что означают все эти вещи. Очень часто мы не осознаем, что это всего лишь наши теории и начинаем оперировать ими. Таким образом, маленькие истории порождают большие, большие истории порождают общие теории о жизни, о том, как она трудна или ужасна и какое опасное место наш город, страна или мир в целом. Происходит то, что А. Бек назвал генерализацией или сверхгенерализацией когниций. Истории, большие и маленькие, приводят к эмоциональным и душевным страданиям, вызывают депрессию, боль и страх. Именно поэтому Байрон Кэти призывает: «Ищите за страданием мысль». Используя когнитивную модель или схему эмоциональных нарушений А. Бека: мысли (образы) негативные чувства негативные мысли негативные поступки; мы можем видеть, что данная модель строится от обратного – сначала клиенты сообщают о чувствах, а потом о мыслях и образах вызвавших эти чувства.

Основная Работа Байрон Кэти состоит в том, что каждый человек с помощью исследования способен осознать свои мысли и отделить реальность от субъективных историй. Сама по себе мысль не причиняет вреда и не вызывает страданий, до тех пор пока мы не начинаем воспринимать ее как абсолютную истину, пока мы не привязываемся к ней и не начинаем ей верить. А когда наступает понимание, что именно мысли причиняют страдания, мы пытаемся начать их контролировать. Но это, как правило, дает обратный результат, напряжение, вызванное контролем только усиливает их. Есть только один путь, говорит Байрон Кэти: «Встречайте свои мысли с пониманием. Исследуйте и осознайте свои истории». Слово «Исследование» Байрон Кэти использует как синоним слова «Работа». Исследовать мысли ил историю означает изучить ее с помощью ответов на четыре специальных вопроса и нескольких переформулирований исходных утверждений («переворотов»).

Сам процесс «Работы» состоит из четырех этапов (шагов). Первый шаг «работы» состоит в том, чтобы определиться, что вы будете исследовать. Это может быть любая стрессовая ситуация в вашей жизни (прошлой, настоящей, будущей), которая может касаться: а) какого-либо человека, которого вы не любите или, наоборот, о котором вы беспокоитесь; б) какой-либо ситуации или отношений с участием кого-то, кто раздражает, пугает или огорчает вас, вызывает неуверенность или смущение; в) ваших суждений о таких вещах, как здоровье, мир, война, деньги, ваша работа, ваше тело, ваши пристрастия и т.п.; г) вашего самоосуждения.

Байрон Кэти рекомендует всем, кто является новичками в «Работе» начинать с осуждения других людей, на которых вы в настоящее время злитесь, обижаетесь, сердитесь и т.п. или с людей, которых вы еще не полностью простили. Такими людьми могут быть, например, мать, отец, жена, муж, дети, братья, сестры, партнеры, друзья, враги, соседи, коллеги, начальники, подчиненные, продавцы, милиционеры и т.д. Не рекомендуется начинать исследование с осуждения самого себя. Необходимо помнить, что даже самые неприятные мысли могут быть встречены с безусловной любовью.

Второй шаг «Работы состоит в том, чтобы записать свои мысли и суждения в специальном Вопроснике «Осуди своего ближнего». Байрон Кэти призывает быть осуждающими, резкими, придирчивыми и даже мелочными, не подвергать себя цензуре, писать как обиженный, рассерженный ребенок. Ни в коем случае не рекомендуется выполнять «Работу» в уме, не отразив мысли на бумаге. Зафиксированные мысли остаются постоянными и могут быть исследованы для нахождения правды. Записывайте, в первую очередь, те мысли и истории, которые есть сейчас в голове и, которые действительно вызывают боль, гнев, отвержение и т.п. Это могут быть самые разные истории про людей, которых вы ревнуете, которых не выносите, кто вас обидел или разочаровал, например: «Моя мать меня не любила», «Мой друг меня предал», «Я ненавижу своего босса» и другие.

Для облегчения задачи, в качестве примера, приводится заполненный вопросник, в котором вы можете заменить имя Пол на любое другое, из вашей жизни:

1) Кто вас злит, раздражает, огорчает или расстраивает, и почему?

Я сердита на Пола, потому что он не слушает меня, не ценит меня, спорит со всем, что говорю.

2) Как он должен измениться? Что он должен, по-вашему мнению, сделать?

Я хочу, чтобы Пол понял, что он не прав и извинился…

3) Что он должен или не должен делать, думать или чувствовать, каким он должен или не должен быть?

Пол должен больше заниматься собой. Он не должен со мной спорить.

4) Что он должен сделать, чтобы вы были довольны?

Я хочу, чтобы Пол слушал меня и уважал.

5) Что вы думаете о нём? Составьте список.

Пол несправедливый, заносчивый, вульгарный, нечестный, несознательный и грубый.

6) Чего вы не хотели бы снова испытать с этим человеком?

Я не хочу никогда опять видеть, как он курит и разрушает свое здоровье.

Третий шаг «Работы» – это собственно исследование истории или тех мыслей и утверждений, которые вы записали в вопроснике «Осуди своего ближнего». Когда мы проводим исследование и видим, что изложенные мысли буквально «пропитаны» негативными эмоциями: разочарованием, обидами, болью, гневом, печалью, злостью, мы можем чувствовать то страдание, которое переживает наш клиент и наблюдать постепенное освобождение, которое идет на смену эмоциональному напряжению. По мере продвижения от вопроса к вопросу, приходит понимание, что вся эта история и все эти мысли, связанные с ней, – ложные и вымышленные.

 

Каждому записанному утверждению задается четыре вопроса:

1. Правда ли это?

2. Можете ли вы быть абсолютно уверены, что это правда?

3. Как вы реагируете, когда верите этой мысли?

4. Кем(чем) бы вы были без этой мысли?

Первые два вопроса помогают клиенту сосредоточиться на исследуемой мысли и задуматься, является ли его утверждением истинным и достоверным. На этом этапе исследования возникают первые сомнения в правдивости записанных утверждений. Клиент погружается внутрь себя и внимательно прислушивается к собственным ответам, а не к ответам других или к чему-то выученному. Не существует правильных или неправильных ответов. Если клиент говорит «нет» на первый вопрос, то исследование переходит к вопросу 3, а если говорит «да» – то к вопросу 2. Если клиент отвечает «да» на вопрос 2, то фасилитатор может задать ему дополнительные вопросы или попросить переписать свое утверждение так, чтобы раскрыть его интерпретацию или перейти к вопросу 3.

Третий вопрос помогает клиенту понять связь между его мыслями или негативными эмоциями, которые эти мысли вызывают. Обращение к чувственному опыту клиента помогает ему осознать, что когнитивные нарушения в виде деструктивных суждений, приводят к серьезным эмоциональным и психологическим проблемам. В процессе диалога, Байрон Кэти, активно использует различные техники опровержения (логический анализ, альтернативные интерпретации) чтобы продемонстрировать клиенту несогласованность его утверждений, что часто приводит к инсайту.

Четвертый вопрос помогает клиенту почувствовать себя освободившимся от груза неверного убеждения и сопутствующих ему эмоциональных реакций. Довольно часто используется визуализация с отслеживанием возникающих чувств.

Четвертый шаг «работы» называется «переворот». После исследования одного из утверждений с помощью четырех вопросов, Байрон Кэти просит клиента поменять это утверждение на противоположное по смыслу, то есть «перевернуть». Каждый «переворот» дает возможность клиенту испытать нечто обратное своему утверждению, и посмотреть, что общего между ним и человеком, которого он осудил.

Исходное утверждение можно заменить на полностью противоположное, на противоположное в отношении другого человека и на противоположное в отношении самого себя. Например, исходное утверждение «Пол не понимает меня» может быть заменено на «Пол понимает меня», потом на «Я не понимаю Пола» и «Я не понимаю себя». Клиент должен найти, как минимум, три подлинных конкретных примера из своей жизни, которые подтверждают, что каждый «переворот» является правдой. «Перевороты» показывают клиенту отраженные через других людей стороны его личности, позволяют адресовать себе претензии и ожидания, направленные на других, но не для того, чтобы «добить» самооценку, как пишет Байрон Кэти, а для осознания ложного посыла своих мыслей. Чтобы понять, что они только наша интерпретация действительности, а не сама действительность.

«Перевороты», – это по выражению Байрон Кэти, – «рецепты для себя, для собственного выздоровления, для изменения представлений о себе и других. Это рецепт здоровья, мира и счастья».

Когда сделаны все шаги «Работы» в отношении первого утверждения в вопроснике «Осуди своего ближнего», вся процедура повторяется для следующего утверждения, а затем для следующего и так до конца вопросника.

Кроме основных четырех вопросов Байрон Кэти иногда, когда это уместно, использует ряд дополнительных вопросов, следующих из утверждений и реакций клиента.

Необходимо отметить, что кроме когнитивных трансформаций, происходящих в процессе «Работы», серьезно меняется полюс эмоциональных переживаний. Этому помогает отслеживание желаний, образов и чувств, которое проводится в ходе общей процедуры исследования мысли. Особый эффект дает включение в «Работу» направленной визуализации, то, что А. Бек назвал конструктивным «развоображением». Выполнение «Работы» не вызывает особых затруднений, необходимо только время, желание и настойчивость в прохождении всех этапов процедуры. Этот подход не имеет ограничений ни по возрасту, ни по образованию, ни по социальному положению. Он может быть эффективен в разных областях – здоровье, межличностные и семейные отношения, профессиональная сфера и карьера и т.д. «Работа» может выполняться как под руководством консультанта/фасилитатора, так и самостоятельно. Конечно, присутствие консультанта, способного корректно инициировать активного клиента, создающего атмосферу сотрудничества и заинтересованного в успехах клиента, позволяет достичь более стойких и хороших результатов.

Некоторый опыт применения «Работы» Байрон Кэти в России есть, и он позволяет судить о его эффективности, а также надеяться на ее успешное применение в практике отечественных психологов и консультантов. За рубежом «Работа» уже прошла испытание временем в течение 30 лет и пользуется большой востребованностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байрон Кэти, Стивен Митчелл «Любить то, что есть: четыре вопроса, которые могут изменить вашу жизнь». М.: МИЦЧ «СанРэй», ЭкоПресс, 2006. – 336 с.

2. Бек А. Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства / пер. А.Фролова, Нью Йорк, 1976. – 277 с.

3. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: учебник для вузов. 2-е изд., стереотип. – СПБ.: Питер, 2007. – 480 с.

4. Соколова Е.Т. Общая психотерапия. – М.: Тривола, 2001. – 304 с.